ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Конституция Российской Федерации в статье 33 закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан и одной из организационно-правовых гарантий
их охраны.

Порядок рассмотрения жалобы на принятое по обращению решение
или на действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в связи с рассмотрением обращения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Правом обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления обладают граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и объединения граждан.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите
его нарушенных прав, свобод, охраняемых законом интересов или прав, свобод, охраняемых законом интересов других лиц.

С жалобой может обратиться гражданин, который считает, что его права нарушены, либо на него незаконно возложена обязанность.

Гражданин в своей жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, органа местного самоуправления,
в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление
о переадресации обращения, излагает суть жалобы, ставит личную подпись
и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней                       с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Рассмотрение жалоб осуществляется на бесплатной основе. Жалоба, содержащая вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.                         В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен                         не более чем на 30 дней.

Гражданин может также обратиться в государственный орган, орган местного самоуправления в устном порядке. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ
по существу поставленных в обращении вопросов. Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных                                             и муниципальных служащих также определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд
с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного
или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены
их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. 

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В то же время, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина также по решению суда.