О компетенции Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей на нарушение их прав при оказании услуг жилищно-коммунального хозяйства

Согласно п. 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, лишь в установленной сфере деятельности, т.е. исключительно по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и только в пределах полномочий, императивно установленных законодательством.

РОСПОТРЕБНАДЗОР ИНФОРМИРУЕТ

Правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, а именно Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 и др., не регулирующими исполнение государственной функции Роспотребнадзора.

  Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) применяется в части, не урегулированной специальными законами.

 Вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относятся к компетенции органов, осуществляющих государственный жилищный контроль (надзор) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. Согласно ст. 20 ЖК РФ Государственный жилищный надзор осуществляется органами государственного жилищного надзора.

Исключительной компетенцией Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей является:    — предоставление потребителю необходимой и достоверной информации об исполнителе предоставляемой услуги (ст.ст. 8, 9, 10 Закона о защите прав потребителей).

 НЕ ОТНОСЯТСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ 

 Жалобы на:

                — ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, нарушение режима и нормативов их оказания;
— техническое состояние и эксплуатацию жилого дома, его инженерного оборудования, в том числе: ветхость, износ, аварийное состояние или ненадлежащее функционирование систем отопления, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, иных коммуникаций и конструктивных элементов жилого дома (протечки кровли, межпанельных швов, водостоков и т.д.);
— содержание и ремонт жилых домов, жилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: надписи на стенах, грязный лифт и полы в местах общего пользования, разбитые лампочки, засоры мусоропровода, сломанные почтовые ящики, разбитые окна в подъездах, повреждения ступеней, перил лестницы, плитки на полу и т.п.;
— нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения;    — формирование фонда капитального ремонта;    — нарушение порядка установки, поверки приборов учета (счетчиков), иные нарушения законодательства об энергосбережении и энергоэффективности в сфере ЖКХ;
— порчу жилых домов, жилых помещений, их оборудования, самовольную перепланировку жилых домов и квартир либо использование их не по назначению;
— нарушение порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые;
— нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации об управлении многоквартирным домом.

                 — слив загрязненных сточных вод в водный объект, на рельеф.

 В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений», ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами» наделены должностные лица Государственного жилищного надзора. Должностные лица Роспотребнадзора не наделены компетенцией по составлению протоколов по названным статьям. В связи с изложенным обращения, в которых ставится вопрос о привлечении субъекта предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ к административной ответственности по статьям 7.22, 7.23 КоАП РФ, подлежат направлению на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию